По первому вопросу:
В ходе осмотра экспертом зафиксировано, что в здании находится подвал общей площадью 1443,30 кв.м. На основании Свидетельства о государственной собственности заводу принадлежит 1443,30 кв.м.
По второму вопросу:
Экспертом произведено экспертно-диагностическое обследование объекта. По результатам обследования эксперт делает следующий вывод: подвал, расположенный в здании, не может быть отнесен к объектам сооружений гражданской обороны, так как не отвечает требованиям Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (ред. от 09.08.2010):
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации (п.1.2. Приказ МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (ред. от 09.08.2010)). В материалах дела имеется паспорт убежища (противорадиационного укрытие). В штампе «копия верна» отсутствует должность, организация, к которой относится данное лицо и печать организации, выдавшей паспорт убежища. Паспорт не может рассматриваться как документ. В приложении 1 Письма МЧС России (Главное управление МЧС России по Московской области) в оригинале документа (выписка из инвентаризационной ведомости 2013 — 2014г.) отсутствует подпись ответственного лица и печать организации. Данное приложение не может быть принято как документ к рассмотрению.
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Схемы организации группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО приведены в приложении N 1. Звенья по обслуживанию ЗС ГО отсутствуют, так как подвал не используется как объект сооружений гражданской обороны.
Предусматривается оснащение ЗС ГО организаций аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых согласно приложению N 3. При наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО врача дополнительно комплектуется набор врачебный, а при наличии фельдшера — набор фельдшерский.
В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети. Подвал не оснащен укомплектованными аптечками и коллективными медицинскими наборами, что не отвечает требованиям МЧС РФ к сооружениям гражданской обороны.
Готовность и использование ЗС ГО (Защитное сооружение гражданской обороны) по предназначению обеспечивают НГО (Начальник гражданской обороны) организаций, на учете которых они находятся. Подтверждающие документы в материалах арбитражного дела, что подвал имеет готовность к использованию ЗС ГО по предназначению отсутствует. Принадлежность подвала к объекта сооружений гражданской обороны документами не подтверждена. Начальника гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся нет. Это подтверждает, что данный подвал на учете как ЗС ГО не значится.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией — балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Оборудование системы жизнеобеспечения отсутствуют. В паспорте отсутствуют копии поэтажных планов и экспликаций помещений ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Инженерно-техническое оборудование подвала находится в нерабочем состоянии (фото 1,2).
В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы. В паспорте указаны 24 бака емкостью 9600 м3 (проточный). В момент проведения экспертного обследования напорные емкости аварийного запаса питьевой воды отсутствуют. Система водоснабжения в не рабочем состоянии (фото 3).
Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 — 3 часа для откачки воды. Водозаборные скважины отсутствуют.
Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты. В паспорте тип канализации и количество санитарных приборов с фекальным резервуаром, два санитарных узла по четыре санитарных прибора в каждом. При проведении экспертного обследования аварийные резервуары для сбора фекалий и санитарно- технические приборы согласно Паспорту отсутствуют. Система канализации в не рабочем состоянии (фото 4,5).
Дизельные электростанции после испытаний подлежат консервации. Расконсервация их производится в период перевода защитного сооружения на режим убежища и в период учений. В паспорте указана система электроснабжения от дизельного генератора ДГМА-1-100. При проведении экспертного обследования дизельные электростанции на объекте отсутствуют.
Эксплуатация технических систем ЗС ГО производится в соответствии с требованиями технических описаний, инструкций по эксплуатации, а также эксплуатационными схемами, разработанными для каждой технической системы, утвержденной начальником гражданской обороны объекта. Технические системы ЗС ГО отсутствуют, соответственно эксплуатация технических систем не возможна, инструкции по эксплуатации, утвержденные начальником гражданской обороны объекта, отсутствуют.
При полной изоляции убежища подпор осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов, дозирование которого производится с помощью редуктора. Полная изоляция помещений не возможна, нет герметично закрываемых дверей (фото 6,7,8,9).
По плану паспорта: дверей ДУ — 6 шт., ЗГС — 16 шт., защитных дверей в дизельной — ДУ-1 — 2 шт., герметичных ворот — 2 шт.
Во время проведения экспертного обследования зафиксировано, что имеется 2 (две) двери, которые не является герметичными, что не отвечает требованиям МСЧ РФ для объектов гражданской обороны.
В помещениях ЗС ГО должны быть смонтированы регенеративные установки. Допуск посторонних лиц в помещение со смонтированными регенеративными установками не разрешается. Помещение должно быть закрыто и опечатано лицом, ответственным за эксплуатацию установок. На момент экспертного обследования регенеративные установки не обнаружены, опечатанного помещения и лица, ответственного за эксплуатацию установок нет.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Важнейшими из этих требований являются:
- исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления (фото 10, 11, 12);
- надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления (фото 1, 2);
- исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых (фото 3. 4, 5);
- подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Важнейшие требования не соблюдаются.
С введением режима ЧС (при их угрозе и возникновении), в случае необходимости, организуется укрытие людей в ЗС ГО. При этом системы жизнеобеспечения должны обеспечивать непрерывное пребывание в укрытии людей в течение 48 часов, а на АЭС — до 5 суток. Воздухоснабжение, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В убежищах, расположенных в зонах возможных массовых пожаров, должен обеспечиваться режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха. Подвальное помещение (подвал) не может обеспечить непрерывное пребывание людей в течении 48 часов, так как не отвечает требованиям ЗС ГО и подвергнет риску жизнь и здоровье находящихся в помещении людей.
В ЗС ГО должна быть следующая документация:
- Паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
- Журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
- Сигналы оповещения гражданской обороны.
- План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).
- План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
- Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
- Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
- Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
- Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
- Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
- Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
- Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
- Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
- Инструкция по обслуживанию ДЭС.
- Инструкция по противопожарной безопасности.
- Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
- Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
- Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.
- Журнал учета работы ДЭС.
- Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
- Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
- Список телефонов.
Примечания:
- Формы паспорта убежища (противорадиационного укрытия), журнала проверки состояния убежища (противорадиационного укрытия), журнала регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнала учета обращений за медицинской помощью, журнала учета работы ДЭС, журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования приведены в приложениях N 6, 7, 8, 9, 10 и 11.
- Документация по пунктам 3 — 16 вывешивается на рабочих местах. Данная документация отсутствует.
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации.
Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Проверки подвального помещения (подвала) не проводятся, что подтверждает, что данное помещение не является объектом ЗС ГО.
При осмотрах ЗС ГО должны проверяться:
- общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
- исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
- исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
- использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
- наличие и состояние средств пожаротушения;
- наличие технической и эксплуатационной документации. Проверки подвального помещения (подвала) не проводятся, акты проверок, журналы учета проводимых проверок отсутствуют, что подтверждает, что данное помещение не является объектом ЗС ГО.
Комплексная проверка ЗС ГО проводится один раз в три года, для чего органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляют перспективные планы проведения комплексных проверок.
При этом проверяется:
- герметичность убежища;
- работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
- возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение N 12);
- эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;
- наличие технической и эксплуатационной документации.
Для проведения комплексных проверок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению. Проверки подвального помещения (подвала) не проводятся, что подтверждает, что данное помещение не является объектом ЗС ГО.
Проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии. Проверки не проводились, двери (фото 6,7,8) не соответствуют требованиям МЧС РФ, герметичные ворота, ставни и механизмы задраивания в подвальном помещении (подвале) отсутствуют.
Кроме проверки на герметичность должно быть проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха.
Для проверки подпора в режиме фильтровентиляции включается система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания — свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.).
Проверка подпора в режиме регенерации внутреннего воздуха осуществляется включением системы поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной. Проверки не проводились, так подвальное помещение (подвал) не соответствует требования МЧС РФ и не относится к объектам ЗС ГО.
Проверка системы водоснабжения и канализации осуществляется путем проверки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей. Проверки систем не проводились. Системы водоснабжения и канализации находятся в не рабочем состоянии.
ТО 1, ТО 2, ТО 3, текущий ремонт, капитальный ремонт, согласно требованиям МЧС РФ не проводились, результаты в журналах проверки состояния бомбоубежищ (ПРУ) не фиксировались. Это подтверждает, что подвальное помещение (подвал) не является объектом ЗС ГО. В зоне расположения лифтовой шахты во время проведения экспертизы зафиксировано обильное попадание талых вод с поверхности через трещины конструкции подвального помещения (подвала), приводящие к затоплению дна лифтовой шахты (фото 12), что является доказательством нарушения герметичности конструкций подвала и возможности попадания радиации.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12